Государством активно ведется политика по снижению административного давления на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем уменьшения проверочных мероприятий.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Таким образом, если раньше органы контроля проводили внеплановые проверки по электронным обращениям заявителей, анкетные данные которых проверить было сложно, то в настоящее время для организации контролирующим органом внеплановой проверки по обращению, поступившему в электронной форме, обязательно требуется авторизация заявителя, то есть его идентификация путем введения личных данных. В противном случае орган контроля, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, обязан сообщить автору обращения о невозможности организации проверки и разъяснить заявителю о возможности направления обращения в контролирующий орган либо по почте, либо на электронный адрес, пройдя обязательную процедуру авторизации в ЕСИА.
В случае проведения контролирующим органом проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя по неавторизованному обращению заявителя, в силу п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ, такое проверочное мероприятие будет считаться незаконным (проведено в отсутствие оснований для проверки), что влечет недействительность его результатов.
Старший помощник
прокурора города Еманжелинска
младший советник юстиции О.Б. Самойлова